Погрешность весов при взвешивании грузового автомобиля

  

Погрешность весов при взвешивании грузового автомобиля

Автор: Черноморец Вячеслав Иванович - заместитель генерального директора ООО "СмартВес"


Весы  – незаменимый инструмент для взвешивания грузовых автомобилей, будь то в логистике, сельском хозяйстве или промышленности. Но даже самые современные устройства не способны обеспечить абсолютную точность. Причиной тому служат технические ограничения самих приборов и внешние условия.

Погрешность весов  – это неизбежный показатель, который отражает отклонение между измеренным значением и реальной массой объекта. Для транспортной отрасли учет погрешности становится не только технической, но и правовой задачей. Ведь неточности в измерениях могут привести к штрафам за нарушение допустимой нагрузки на ось или к дополнительным расходам на эксплуатацию транспорта.


img_0255.jpg

Цель статьи – показать, что такое погрешность весов, от чего она зависит и как минимизировать её влияние на результаты измерений. В этой теме важно разобраться не только инженерам, но и владельцам транспортных компаний, чтобы понимать, как правильно использовать оборудование и на что обращать внимание.

Содержание:

Что такое погрешность весов?

Причины возникновения погрешности

Погрешность весов разного класса точности

Как рассчитывается погрешность?

Весы для статического и динамического взвешивания

Факторы, влияющие на точность динамического взвешивания

Нормативные требования и ГОСТы

Как выбирать оборудование с учетом нормативных требований?

Итоги


Что такое погрешность весов?

Погрешность – это отклонение результата измерения от истинного значения массы. Она является неизбежным явлением и сопровождает любое измерительное оборудование. Для весов, используемых при взвешивании грузовых автомобилей, погрешность регулируется стандартами и имеет допустимые пределы.


Существует два основных типа погрешности:

  • Абсолютная погрешность выражается в числовом отклонении от реального значения. Например, если реальный вес автомобиля составляет 10 000 кг, а весы показывают 10 020 кг, то абсолютная погрешность составляет +20 кг.
  • Относительная погрешность показывает процентное отклонение и используется для понимания точности измерений в зависимости от масштаба. Например, для того же веса автомобиля отклонение 20 кг составляет 0,2%.
  • Понимание различий между этими типами погрешностей позволяет выбрать оборудование, соответствующее задачам, и корректно интерпретировать результаты.

    Причины возникновения погрешности

    Погрешность весов формируется под влиянием множества факторов. Она зависит не только от точности самого оборудования, но и от условий его использования. Выделим основные причины:


    Технические ограничения

  • Дискретность (цена деления): чем больше шаг измерений, тем выше потенциальное отклонение. Например, для весов с шагом в 50 кг отклонение измерений будет выше, чем для весов с шагом в 10 кг.
  • Класс точности весов: оборудование III класса точности имеет допустимые отклонения в пределах, указанных в ГОСТах.
  • Внешние факторы

  • Неровность площадки: любое изменение уровня поверхности увеличивает риск неправильного распределения нагрузки.
  • Случайная погрешность — вызвана непредсказуемыми изменениями, например, колебаниями температуры, вибрациями или ошибками оператора. Такие отклонения невозможно полностью устранить, но их влияние можно минимизировать.
  • Ветровая нагрузка: большие фуры и контейнеры чувствительны к ветру, что влияет на точность измерений.
  • Температура и влажность: изменения окружающей среды воздействуют на датчики оборудования.

  • Фактор Пример влияния на измерение Рекомендации
    Неровность площадки Ошибка в суммировании нагрузок на оси Установить весы на ровной поверхности
    Ветровая нагрузка Легкие автомобили показывают отклонение веса в меньшую сторону Защитить площадку от ветра
    Дискретность весов Вес 30 кг на весах с шагом 50 кг покажет 50 кг Выбирать оборудование с меньшей дискретностью
    Температура и влажность Нарушения работы тензодатчиков Использовать весы в пределах указанных температурных диапазонов

    Погрешность весов разного класса точности

    Каждое весовое оборудование имеет свой класс точности, который определяет допустимые отклонения в измерениях. Наиболее часто в транспортной сфере используются весы III класса точности, так как они обеспечивают оптимальное сочетание точности и стоимости.

    Пределы допустимой погрешности для таких весов установлены нормативными документами, включая ГОСТ 8.603-2003. В таблице ниже представлены основные характеристики весов III класса точности для различных пределов нагрузки (НПВ).

    НПВ (тонн) Дискретность (кг) Наибольшая погрешность (кг) Наименьший предел взвешивания (НмПВ, кг)
    20 10 ±30 200
    40 20 ±30 400
    60 20 ±60 400
    80 50 ±150 1000
    100 50 ±150 1000

    Как это работает на практике?

    Если вы используете весы с НПВ 60 тонн и дискретностью 20 кг, то:

  • Для груза до 10 тонн допустимое отклонение составит ±10 кг.
  • Для груза от 10 до 40 тонн — ±20 кг.
  • Для груза свыше 40 тонн — ±30 кг.
  • Как рассчитывается погрешность?

    Расчет погрешности весов включает учет дискретности, поверочного интервала и предельной нагрузки. Для простоты понимания разберем это на конкретном примере.

    Диапазон нагрузки Погрешность при поверке (кг) Погрешность в эксплуатации (2 × поверочная, кг)
    До 10 тонн ±25 ±50
    От 10 до 40 тонн ±50 ±100
    Свыше 40 тонн ±75 ±150


    Оставьте заявку на монтаж автовесов в СмартВес

    и мы свяжемся с вами для подбора лучшего решения с минимальной погрешностью!

    Оставить заявку

    Весы для статического и динамического взвешивания

    Автомобильные весы делятся на два основных типа: статические и динамические. Различия между ними влияют не только на удобство использования, но и на показатели погрешности.


    avtovesy.jpeg

    Статические весы

    Эти весы измеряют массу автомобиля, который полностью останавливается на грузоприемной платформе. Такой метод обеспечивает более высокую точность, поскольку исключает влияние движения автомобиля.

    Основные особенности:

  • Высокая точность измерений.
  • Минимальная погрешность, соответствующая классу точности весов.
  • Используются для взвешивания в логистических и производственных центрах.
  • Динамические весы

    Эти весы измеряют массу автомобиля в движении. Грузоприемное устройство фиксирует нагрузки, которые создают оси автомобиля поочередно. Общая масса рассчитывается суммированием нагрузок.

    Основные особенности:

  • Удобство и скорость взвешивания, особенно на пунктах весового контроля.
  • Повышенная погрешность, связанная с динамическими воздействиями (ускорение, торможение, неровности дороги).
  • Используются в автоматизированных системах контроля на дорогах.

  • Параметр Статические весы Динамические весы
    Принцип работы Взвешивание неподвижного автомобиля Взвешивание автомобиля в движении
    Точность измерений Высокая Средняя
    Допустимая погрешность 0,1% – 0,5% 1% – 2%
    Скорость измерений Низкая Высокая
    Применение Логистические центры, склады Пункты весового контроля, дороги

    Факторы, влияющие на точность динамического взвешивания

    a29721f3-59dc-4af6-81ad-0503f95cfb26.jpg

    В динамических системах измерения на точность влияют дополнительные условия. Чтобы минимизировать погрешность, важно учитывать следующие факторы:

  • Ровность дороги

    Грузоприемное устройство и подъездные пути должны находиться на одной плоскости. Даже небольшие перепады могут увеличивать отклонения в измерениях

  • Скорость автомобиля

    Чем выше скорость, тем больше колебания осей, что влияет на точность результатов. Оптимальная скорость для взвешивания – не более 5–10 км/ч.

  • Жесткость подвески автомобиля

    Автомобили с жесткой подвеской чаще передают дополнительные вибрации на грузоприемное устройство, увеличивая вероятность ошибок.

  • Внешние воздействия

    Ветровая нагрузка или сильный дождь могут повлиять на распределение массы автомобиля на оси.

  • Таблица факторов и их влияния:

    Фактор Влияние на точность Рекомендации
    Неровность дороги Увеличение отклонений в результатах Подготовка ровных подъездных путей
    Скорость автомобиля Ошибки в распределении нагрузки Ограничение скорости в зоне взвешивания
    Жесткость подвески Вибрации и нестабильность измерений Использование весов с динамической компенсацией
    Внешние воздействия Изменение распределения массы Установка защитных конструкций

    Нормативные требования и ГОСТы

    Для регулирования точности измерений и определения допустимых погрешностей весов, используемых при взвешивании грузовых автомобилей, разработаны специальные нормативные документы. В России основными стандартами, регулирующими эту область, являются ГОСТы и приказы Минтранса.


    Основные ГОСТы:

  • ГОСТ 8.603-2003 Устанавливает методику поверки весов для взвешивания автотранспортных средств в движении.
  • ГОСТ 8.598-2003 Регулирует методику поверки весов для железнодорожных транспортных средств.
  • ГОСТ 30414-96 Определяет общие технические требования к весам для взвешивания транспортных средств в движении.
  • ГОСТ 39329-92 Устанавливает требования к весам для статического взвешивания.
  • Дополнительные нормативные акты:

  • Федеральный закон № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
  • Приказ Минтранса РФ № 348 от 31.08.2020 – определяет порядок организации пунктов весового контроля.
  • Постановление Правительства РФ № 710 от 04.05.2021 – устанавливает правила автоматизированного весового контроля.
  • Основные технические параметры весов по ГОСТу:

  • НПВ (наибольший предел взвешивания) Максимально допустимая масса автомобиля, которую весы могут измерить без повреждений.
  • Поверочный интервал (e) Минимальный шаг измерения.
  • Максимальная погрешность Зависящая от класса точности.
  • НмПВ (наименьший предел взвешивания) Минимальная масса, которую весы могут корректно измерить.
  • Таблица соответствия параметров весов и нормативных документов:

    Параметр ГОСТ/Документ Описание
    НПВ ГОСТ 8.603-2003, ГОСТ 39329-92 Определяет пределы нагрузки
    Поверочный интервал ГОСТ 8.603-2003 Указывает дискретность весов
    Максимальная погрешность ГОСТ 30414-96 Устанавливает пределы допустимых отклонений
    НмПВ ГОСТ 8.598-2003 Задает нижний предел корректного измерения

    Как выбирать оборудование с учетом нормативных требований?

    При выборе автомобильных весов важно учитывать специфику их применения и соответствие нормативным требованиям:

  • Проверка документации

    Убедитесь, что оборудование имеет все необходимые сертификаты, включая свидетельство о поверке и паспорт с указанием класса точности.

  • Сравнение параметров

    Оцените соответствие технических характеристик оборудования вашему сценарию использования. Например, для взвешивания больших грузов предпочтительнее весы с НПВ от 80 тонн.

  • Проверка условий эксплуатации

    Убедитесь, что место установки соответствует требованиям ГОСТ (ровность участка, защита от внешних факторов).


  • 2) Как выбрать оборудование с учетом нормативных требований.png

    Критерий Рекомендация
    НПВ Выбирайте весы с НПВ, превышающим максимальную массу ваших автомобилей.
    Класс точности Для логистики достаточно III класса, для специализированных задач – II.
    Условия эксплуатации Убедитесь в соответствии места установки требованиям ГОСТ.
    Поддержка и сервис Уточните наличие сервисного обслуживания и возможности калибровки.

    Заключение

    Погрешность автомобильных весов  – это важный параметр, определяющий точность измерений и легитимность результатов. В транспортной и логистической сферах это особенно важно, так как ошибки могут привести к штрафам, увеличению издержек и повреждению транспортных средств.


    Основные выводы:

  • Правильный выбор и эксплуатация весов помогут минимизировать погрешности.
  • Регулярная калибровка и соблюдение условий эксплуатации – ключевые факторы для обеспечения точности.
  • Следование нормативным требованиям гарантирует соответствие законодательству.
  • Эффективное использование автомобильных весов не только снижает риск ошибок, но и повышает доверие к компании, оптимизируя процессы транспортировки и логистики.