Правила взвешивания грузовых автомобилей определяются программой государственного надзора за эксплуатацией дорог. Подготовлено ряд юридических документов, которые строго регламентируют процедуру взвешивания и в целом происходящее на Пункте Весового Контроля.
Надзор за тем, чтобы большегрузные/крупногабаритные ТС не перегружали полотно дороги, доверен уполномоченным органам, среди которых Ространснадзор и Госавтоинспекция. На основании закона «О безопасности дорожного движения» на дорогах общественного пользования установлены посты весового контроля, где используются специальные весы для взвешивания грузовых автомобилей.
Если за государственные дороги в этом вопросе отвечают Ространснадзор и Госавтоинспекция, то за частные — собственник и органы исполнительной власти.
Процедура взвешивания грузового транспорта
Описанные выше органы могут обязать водителя ТС пройти процедуру взвешивания, также водитель сам может проверить вес и габариты грузового автомобиля по собственной инициативе.
Сотрудники весового пункта могут провести следующие процедуры:
- взвесить и измерить габариты ТС (грузового автомобиля);
- составить акт, где будут зафиксированы результаты взвешивания грузовых автомобилей;
- сверить весовые параметры грузового автомобиля с данными, указанными в разрешительных нормативах;
- сверить задокументированный маршрут с фактическим маршрутом.
Действующее законодательство определяет длительность проверки — она не должна превышать 20 минут, из которых 10 отводится на сам процесс взвешивания автомобиля, и оставшиеся 10 — на оформление документации.
Как выглядит взвешивание грузового транспорта на контрольном пункте
Существует определенная инструкция для взвешивания грузовых автомобилей или установленный порядок действий:
- Водитель и пассажиры, если они есть, должны выйти из транспортного средства.
- Задняя ось грузового автомобиля должна находиться не ближе, чем 0.300 м от края платформы весов.
- Двигатель автомобиля необходимо заглушить.
- В процессе взвешивания грузовой автомобиль должен полностью находиться на платформе для взвешивания. В некоторых случаях допускается отдельное взвешивание тягача и прицепа, например, если для заезда автопоезда на платформу нет места.
Отметим, что все административные процедуры, которые осуществляются при контроле веса/габаритов грузового транспорта, могут быть обжалованы перевозчиком. Сделать это можно в Ространснадзоре или в судебном порядке.
Рекомендации водителям грузового транспорта
Чтобы быть уверенным, что взвешивание грузового транспорта происходит правильно, без ошибок и по регламенту, водитель может проверить следующую информацию:
- При подъезде к ПВК запросить у сотрудников свидетельство о метрологической аттестации/проверке весов. Чтобы зафиксировать информацию, документ можно сфотографировать на свой телефон — это разрешено, так как речь идет о документах общего пользования.
- Необходимо убедиться, что весы опломбированы. На самих документах должен быть указан номер пломбы, и он должен совпадать с тем номером, который указан на весах.
- Крайне важно, чтобы уровень наклона поверхности полотна дороги был менее 0.3%. Чтобы достичь такого идеального уровня, в местах пунктах взвешивания грузового транспорта должны заливать участок высокопрочным бетоном, а затем полировать поверхность. Участок должен быть длиной минимум 10 метров.
- Важно, чтобы на дороге, где установлена весовая платформа, не было трещин, так как это искажает полученные данные.
Детальная расшифровка базовых терминов и понятий, относящихся к правилам проведения взвешивания грузовых автомобилей на таких пунктах, указана в Приказе Минтранспорта РФ № 125 от 27.04.2011. Также в документах отмечены параметры и нормативы взвешивания, установлены меры ответственности субъектов и допустимый размер тяжеловесного/крупногабаритного транспорта для российских дорог.